Воскресенье, 19.05.2024, 07:57
Сайт учителя общественных дисциплин Петрушенко Елены Михайловны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
История [4]
Обществознание [1]
Внеклассная работа [3]
Основы православной культуры [2]
Исследовательская работа [2]
Классное руководство [1]
Разработки и презентации мероприятий, классных часов, бесед
Главная » Файлы » История

Микены и Троя
[ Скачать с сервера (98.0 Kb) ] 17.06.2014, 00:27

ИСТОРИЯ.                          5 КЛАСС.

Тема урока:       Микены и Троя.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с микенской культурой Древнейшей Греции, подвести к пониманию при­чин Троянской войны.

   

      2. Продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам.

 

3. Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому, способствовать нравственному росту учащихся.

Учебное оборудование: учебник, мел, доска, листы с раздаточным материалом.

                                                           

 

                                                                        Ход урока.

I. Организационный момент.

 

СЛАЙД № 1

Позвольте сказать вам: «Здравствуйте!»

И пожелать здоровья.

Пусть день будет добрым праздником,

Ведь горя и так довольно.

Пусть солнышко вам улыбается,

Пусть люди добрее смотрят.

А мы, друзья, постараемся

Никому этот день не испортить.

II. Проверка домашнего задания.

 

1. Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках (5 человек).

 

а) Реши задачу:

Греческий автор так описывает физический облик древнего эллина: «Эллины отличались высоким ростом, белым цветом кожи, красивым и пропорциональным телосложением». Найдите в учебнике иллюстрации, которые создают представление об облике древних греков. Как эллины изображали своих соотечественников?

 

б) Вспомните печальную историю об афинском царе Эгее, который должен был посылать могущественному царю Крита - Миносу в качестве дани каждые девять лет семь юношей и семь девушек. У этого властелина жило в лабиринте страшное чудовище... Продолжите этот миф. Что в нем вам особенно понравилось?

 

2. Подготовка устного ответа по карточке.

 

Карточка.

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как мы узнаем о жизни древних греков?» Для этого вспомни:

* Какую информацию дают археологические раскопки? Нап­ример, на Древнейшем острове Крит?

* Что находят археологи на дне моря?

* О чем рассказывают расписные сосуды древних греков?

* Почему мы изучаем мифы древних греков?

* Расскажите любой миф и попробуйте доказать, что он дает

нам информацию о древних греках? Сделай вывод.

 

3. Задание – работа по карте.

 

В истории знай точно даты и года,

И помни: ты без карты никуда.

 

  1. В южной части какого полуострова жили греческие племена:
    1. Апеннинский;
    2. Пиренейский;
    3. Балканский (покажите на карте)?
  2. Микены – Тиринф – Пилос – Афины. Что объединяет эти названия:
  1. реки;
  2. острова;
  3. города (покажите на карте)?
  1. Ионическое, Эгейское моря являются внутренними морями:
  1. Чёрного моря;
  2. Средиземного моря;
  3. Каспийского моря (покажите на карте)?

 

4. Работа с классом.              

  • Игра «Историческое лото». Слайд 4

 -- На ваших столах лежат карты с определениями понятий. Понятия на большой карте закрываются соответствующими им маленькими карточками.

 

царь Крита

чудовище, жившее в лабиринте

 

царь Афин

знаменитый  афинский   мастер, живший на о. Крит

большое здание со множеством запутанных ходов и помещений

 

дочь критского царя

сын мастера, утонувший в море

 

сын царя Афин

 

Самопроверка

 

Минос

 

 

Минотавр

 

Эгей

 

Дедал

 

Лабиринт

 

Ариадна

 

Икар

 

Тесей

Молодцы все справились с заданием!

Устный ответ на вопрос:

- Где располагалось государство Древняя Греция?

- Какие занятия были у древних греков?

 

6. Устный ответ ученика по карточке.

 

Примерный ответ учащегося: Археологами раскопано очень много пред­метов на суше и в море. Это дворцы, такие как на о. Крит, предметы домаш­него быта, украшения из золота и серебра. Расписные сосуды древних греков содержат сцены из различных мифов и реальной жизни. На дне моря археологи находят остатки судов

  древних греков, порой даже с сохранившимся грузом. Интересную информацию о взглядах древних греков на жизнь, их ценностях дают мифы. Источником информации служат также монеты, которых дошло до нас довольно много. Таким образом, о жизни древних греков мы узна­ем из разных исторических источников.

 

III. Подготовка к восприятию нового материала.

 

Молодцы, знаете вы уже немало. Будем путешествовать дальше?

 

1. Из выделенных букв предложенных городов и стран составьте  слова.

 


 

  • Милет
  • Иерусалим
  • Дамаск
  • Мемфис
  • Александрия
  • Фивы

 

  • Библ

 

  • Тир
  • Ур
  • Сидон
  • Ниневия

 

Тема урока: Микены и Троя (запишите в тетрадь тему, дату на полях)

 

М

и

к

е

н

ы

 

 

 

и

 

 

 

Т

р

о

я

 

 

 

 

 

Итак, мы продолжаем изучать историю цивилизации Древней Греции. Одним из признаков цивилизованного развития людей является наличие городов. В Древней Греции городов было больше чем в Финикии. Одним из крупнейших городов того времени был город-государство Микены. С изучения занятий его жителей мы и начнем наш урок.

 

Сегодня на уроке мы должны: познакомиться с микенской культурой и выяс­нить причины Троянской войны?

 

 

IV. Изучение нового материала.

 

1. На доске план, учащиеся записывают в тетрадь.

1) В городе Микены.

2) Причины Троянской войны.

 

2. Рассказ учителя.

Первые города в Греции появились уже в III тысячелетии до н.э. Са­мым богатым и могущественным был город Микены, который располо­жен в Южной Греции, (город показывается на карте)

Вот таким он предстанет перед нами, если мы отправимся в путешествие в Древнюю Грецию."Следующий пункт - Микены, за них я бы пожертвовал всеми другими памятниками", - описывает свою поездку в Грецию археолог, директор Эрмитажа Б.Б. Пиотровский. "Внезапно перед нами слева открылся акрополь, отчетливо видны циклопические стены... Внезапно очутились перед Львиными воротами. Они монументальны и величественны. Две вздыбившиеся львицы перед колонной минойского типа из темного камня (голова, вероятно, в фас) были приставные, сохранились углубления для крепления".

 

Как же жили жители этого города? Судите сами.

 

3. Решение задачи.

При раскопках Микен археологи обнаружили акрополь, на котором на­ходился царский дворец, дома знати, некоторые гробницы с золотыми мас­ками погребенных, а также сотни глиняных табличек с надписями-списками рабынь, ремесленников-плотников, кожевников, горшечников, золотых дел мастеров. Кроме того, были найдены панцири и шлемы с рогами.

— Какие выводы о жизни жителей древних Микен можно сделать из этих данных?

Ответ.

а) У древних микенцев существовало неравенство, классы, так как в захоро­нениях есть золотые вещи, а также на глиняных дощечках есть списки рабынь.

б) По перечисленным ремесленным специальностям можно судить о видах ремесел.

в) Наличие панцирей и шлемов позволяет судить об участии жителей в военных походах.

 

- А теперь выясним, какую добычу привозили воины из походов?

 

4. Работа с историческим документом.                       

Надписи из архива Пилосского дворца

а) Списки рабынь и их детей.

Молольщиц (женщин) 7, (девочек) 10, (мальчиков) 5.

Чинильщиц (женщин) 12,(девочек) 16, (мальчиков) 8...

Прядильщиц (женщин) 37, (девочек) 26, (мальчиков) 4...

Банщиц (женщин) 38, (девочек)...

Подсобных работниц (женщин) 4,

Служанок (женщин) 32, (девочек) 26...

Швей (женщин) 38, (девочек) 20...

 

б) Списки сыновей работниц.

В Левитре (название местности).

Сыновей чистильщиц (мужчин) 2, (мальчиков) 1.

В Пилосе

Сыновей швей (мужчин) 2

В Евдевере (название местности)

Сыновей белошвеек (мужчин) 4

В Пилосе

Сыновей банщиц (мужчин) 22, (мальчиков) 11.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1987. С. 107.

 

5. Беседа по вопросам к документу.

— Почему в списках указаны только женщины-рабыни и их дети?

— О чем свидетельствует перечисление названий занятий женщин-рабынь?

— О чем свидетельствует отдельный список сыновей работниц?

Ответ: В плен брались в это время обычно женщины и их дети. Это осо­бый характер рабства в крито-микенскую эпоху, когда рабов-мужчин, взя­тых в плен, боялись и предпочитали домашних рабов, выросших в неволе. Кроме того, по перечисленным названиям занятий можно судить о том, где применялся труд подневольных рабов. Второй список свидетельствует о том, в какой местности было больше сыновей рабынь.

Развалины Древнего города Микены нашёл археолог Генрих Шлиман.

 

6. Рассказ ученика о Генрихе Шлимане.

 

Ренрих Шлиман (1822-1890)

 

      Свою трудовую жизнь известный археолог Шлиман начал подсобным рабочим в небольшом сельском универмаге. Не желая смириться с таким уделом, он стал искать приключения и нанялся юнгой на корабль, направлявшийся из Германии в Венесуэлу, но в самом начале пути попал в кораблекрушение и едва живой оказался в Голландии. Затем он занимался международной торговлей и выучил 9 языков. Шлиман пришел к выводу, что «Илиада» Гомера не просто литературное произведение, но и исторический источник. В 1867 г. начал поиски Трои.

     14 июня 1873 г. он нашел на месте Трои первые золотые изделия явно древнее классической эпохи: знаменитую золотую диадему из 16 353 отдельных частей. Так началось открытие микенской цивилизации. Экспедиция Шлимана работала в Трое более 10 лет. Впоследствии его основное внимание привлекли Микены, где он нашел 5 царских гробниц с богатым инвентарем из золота и бронзы. Впоследствии оказалось, что его находки в Трое и Микенах намного древнее эпохи, о которой повествует греческий эпос. Шлиман опубликовал несколько книг – о Трое, Микенах, родине Одиссея Итаке и Пелопоннесе.

 

 

7. Рассказ учителя о троянской войне.

Вслед за Критом греки ста­ли заселять другие острова Эгейского моря. Они стремились укрепиться и на его восточных берегах — на полуострове Малая Азия. Про­тивником греков здесь было Троянское цар­ство.

 

8. Работа в тетради.

 

Троянская война – 1200-1190 гг. до н. э.

Причина: желание греков захватить большой и богатый город Трою.

 

Осада столицы царства — Трои закончи­лась ее падением. Греки разграбили и сожгли Трою. Остатки сожженного города много веков спустя  были обнаружены археологами.

Грекам не удалось воспользоваться победой. С севера в Грецию вторглись воинственные пле­мена. Длинноволосые, в звериных шкурах, они опустошили юг страны, разрушили Пилос, Ми­кены и другие города. Население пряталось в го­рах, переселялось на острова Эгейского моря и в Малую Азию. Произошел упадок хозяйства, была забыта письменность.

Среди пришельцев были и греческие племена, родственные тем, что жили в Греции до их втор­жения. Они поселились на опустевших землях.

Итог:

  1. победа греков в войне;
  2. разграбление и гибель Трои;
  3. истощение сил греческих городов в ходе войны.

 

А сейчас мы познакомимся с мифом о Троянской войне.

 

8. Театрализованное представление.

 

Задание:

Выяснить  причины Троянской войны.

 

Учитель: Однажды боги устроили роскошный пир. На него не позвали богиню ссор и раздоров – Эриду.

 

Эрида: Никто меня не любит!

Ни смертные, ни боги.

Устроили роскошный пир,

И все здесь боги собрались,

Чтоб кушанья прекрасные отведать.

Они поют, играют, пьют вкусные напитки.

А я одна. Никто меня не любит.

Они боятся ссор, раздоров,

Где я, там и вражда, и войны,

Но это так прекрасно.

Что ж! Я им отомщу,

Устрою я такую бойню,

Что миру станет страшно.

Для этого возьму я яблоко златое

И напишу « Прекраснейшей».

Пускай они из-за него дерутся,

А я понаблюдаю.

 

 Гера:

Ах, как чудесен это плод,

Красивый, наливной и сладко пахнет.

Но здесь и надпись: « Прекраснейшей».

Ну, это мне!

Кто скажет, что меня нельзя назвать красивой?

Ведь красота моя не увядает,

И с каждым годом становлюсь я краше.

Моя осанка, волосы, а чудный блеск в глазах?

Не только смертные, но боги любуются,

Когда по небу мчусь я в колеснице.

Что тут гадать?

Мой будет этот чудный плод!

 

Афина:

 Нет, подожди, спешишь ты, Гера,

Привыкла ты ни в чем не уступать, а здесь тебе придется это сделать.

 На вид грозна я,

И меня не украшают все эти побрякушки,

Что все богини любят надевать.

Ношу я на своем челе ни диадему, а шлем,

В руках моих копье и щит.

Я презираю и кольца, и браслеты,

Но я прекрасна, это скажет Зевс.

 

Афродита:

Все спорите, но спор здесь не уместен,

Забыли вы , кого зовут богиней красоты.

Кто может мне сказать,

Что кто-то есть прекраснее меня?

Я родилась из пены,

Моя фигура безупречна.

И долго будут люди называть меня…

Забыла это слово…

А! Э-та-ло-ном!

Да, эталоном красоты.

Но сестра моя права,

Давайте спросим Зевса.

Он мудр, умен и понимает в женской красоте,

Вот он нас и рассудит.

 

Все: Зевс! Зевс!

 

Зевс: Как любите вы вечно спорить,

О, женщины! Вас сотворили, чтоб вечно

Отравлять мое существованье.

От вас ни днем, ни ночью нет покоя,

И верно  спор у вас о том,

Кому достаться должен  плод сей.

Но я скажу вам,

Чтоб меня оставили в покое,

Кому бы я не присудил,

Другие будут злиться.

А я люблю вас всех троих,

Поэтому не в силах я решить вопрос сей,

Хоть я и Зевс.

Летите вы сейчас же через море

К троянскому  царю, Приаму,

А сын его Парис рассудит спор ваш.

Я  так хочу! Желаю!

И слово здесь мое закон!

 

И вот богини перенеслись через Эгейское море и опустились у стен Трои.

 

Гера:

Я думаю, Парис, решишь задачу эту ты быстро.

Лукавить нечего,

Не можешь ты не видеть красоты моей.

Отдай мне яблоко,

И будешь ты владыкой Азии.

Нет слаще власти ничего.

 

Афина:

С тобою не согласна я.

Намного слаще власти слава.

И если яблоко присудишь мне, Парис,

Сравнишься в подвигах ты только лишь с Гераклом,

И слава о тебе пойдет в веках.

Афродита:

А я считаю, что нет ничего прекраснее любви.

Отдай мне яблоко,

И станешь мужем такой красавицы,

Которая тебе и в снах не виделась.

 

Парис:

Вас выслушал, богини, я

Теперь послушайте мое решенье.

Ах, если бы три было яблока таких,

Я был бы и богат, и знаменит,

Любим. Что нужно смертному еще?

Но яблоко одно. И будет им владеть

Конечно Афродита, богиня любви и красоты.

 

Афродита: Вот это верное решенье!

 

Гера: Но ты еще поплатишься за это,

 И ты, и все троянцы.

 

 Афина: Отныне ты наш враг!

Мы будем мстить вам,

А месть богов страшна,

И это всякий скажет.

 

Учитель: И вот это яблоко, которое стали называть яблоком раздора, поссорило богинь с троянцами. Афродита же удалилась счастливая, решив сдержать свое обещание. И она его сдержала.

 

Самой красивой женщиной того времени была Елена Прекрасная, жена спартанского царя Менелая. К нему в гости и отправился Парис, т.к. был его другом. Менелай встретил Париса как самого дорогого гостя.

 

9. Видео о побеге Париса и Елены.

 

10. Беседа по прочитанному.

— Какая причина начала Троянской войны указаны в мифе? (Бегст­во Елены Прекрасной (жены царя Спарты) с троянским царевичем Парисом.)

Как вы думаете, что могло быть действительной причиной этой войны? (Стремление греков укрепиться на территории полуострова , малая Азия, расширить свои владения.)

 

Троянская война стала последним предприятием Микен. Длительная война истощила силы греческих городов, в том числе и Микен, после чего начался их упадок.

В конце II тыс. до н. э. в Грецию вторглись с севера новые греческие племена – дорийцы. Предполагаемыми причинами вторжения называют: 1) Поиск новых земель и пастбищ. 2) Дорийцы пришли в движение, теснимые другими народами.

В результате этого вторжения часть населения была покорена, а часть вынуждена была бежать. Вторжение привело к резкому упадку хозяйства и культуры.

 

V. Закрепление изученного на уроке.

 

Слайд 15

  • А теперь давайте выполним тест:

Тест. Выбери правильный ответ.

1. Кому троянский царевич Парис отдал яблоко как «прекраснейшей из богинь»?

А) Афине

Б) Афродите 

В) Гере

2. Дата Троянской войны

Р) 1200-1190 гг. до н. э.; 

С) 1190-1180 гг. до н. э.;  

Т) 1180-1170 гг. до н. э.

3. Бог грома и молнии, царь богов и людей:

У) Крон;

А) Зевс;  

И) Аполлон.

4. По утверждениям этого археолога им были найдены развалины

легендарной Трои:

Б) Эванс 

В) Шлиман   

Г) Шампольон

5.  Город Троя расположен:

А)  в южной части Балканского полуострова;    

Е)  на острове Крит;

О)  в западной части полуострова Малая Азия;  

Я)  в северной части Балканского полуострова.

 

 

Б

Р

А

В

О

!

 

Решение задачи.

1) Элладу можно назвать «страной городов». Какие еще страны древнего мира заслуживают, чтобы их так назвали? (Можно использовать карту.)

Ответ: Древнейшей страной городов было Двуречье — страна Шумер, ее влиянием городская культура распространилась в Финикии, а позднее фи­никийские купцы-мореходы способствовали развитию городов Эллады.

 

2) Перечислите известные вам города Эллады и Финикии. Как вы думаете, почему в Элладе было гораздо больше городов, чем в Финикии?

Ответ: В Финикии — Тир, Сидон, Библ, Бейрут. В Элладе—Афины, Мике­ны, Аргос, Пилос, Коринф, Тиринф, Пирей, Милеет, Фивы, Спарта. Изрезанные берега Эллады имеют много удобных бухт, где возникли сначала рыбачьи поселки, а потом портовые города.

 

VI. Домашнее задание.

1. Прочитать §25

2. Подготовить сообщение о жизни древнегреческого поэта Гомера (1 ученик).

3. Для любознательных:  что обозначает выражение «яблоко раздора»? Для выяснения значения используй лингвистический словарь.

 

VII. Итог урока.

Категория: История | Добавил: Петрушенко
Просмотров: 2363 | Загрузок: 93 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz