Воскресенье, 19.05.2024, 10:27
Сайт учителя общественных дисциплин Петрушенко Елены Михайловны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
История [4]
Обществознание [1]
Внеклассная работа [3]
Основы православной культуры [2]
Исследовательская работа [2]
Классное руководство [1]
Разработки и презентации мероприятий, классных часов, бесед
Главная » Файлы » Обществознание

Инфляция и семейная экономика
[ Скачать с сервера (84.5 Kb) ] 17.06.2014, 00:34

Обществознание.                              8 класс.

 

Тема: «Инфляция и семейная экономика».

 

Цель урока:

  • рассмотреть влияние инфляции на семейную экономику и на распределение доходов между экономическими агентами; проанализировать функции сбережений в современном обществе; рассмотреть понятие потребительского кредита и основные принципы пользования потребительским кредитом;

 

  • развивать навыки логического мышления, умение выделять главную мысль в тексте, обобщать, сравнивать, делать выводы;
  • воспитывать коммуникативные навыки, культуру речи, навыки публичного выступления, умение находиться в социуме и прослеживать связь с жизнью.

Оборудованиеучебник Л.Н.Боголюбова. Обществознание,  карточки с заданиями, карточки денег (купюры разного достоинства)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

  • Карточки разных уровней сложности (3 уч-ся).

 

  • Беседа по вопросам:

 

  1. Что влияет на объём и структуру потребительских расходов?
  2. Какова связь между доходом и потреблением?
  3. Каким образом структура расходов потребителей позволяет характеризовать степень благосостояния граждан той или иной страны?
  4. Может ли школьник вносить личный вклад в совокупные доходы семьи или же он в силу возраста исключительно потребитель?
  5. Назовите различные виды страховых услуг.
  6. Как защищаются права потребителей в Российской Федерации?

 

  • Словарная работа.

1) Степень легкости, с которой какие-то активы могут быть превращены владельцем в деньги – (ликвидность)                                                                                                                                                                         2) Выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков – (эмиссия).                                                                                                                               3) Прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег – (бартер).                                                                                                                                     4) Особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги – (деньги).

 

  • Работа у доски по схеме.

Заполнить пропуски в схеме:

 

                                                Функции денег

 

 

 

 


 

  • Средство обмена   
  • Мировые деньги
  • Средства накопления
  • Средство платежа    
  • Мера стоимости

 

  • Вопросы:
    1. О какой функции денег говорится в ситуации: Буратино променял азбуку на 5 грошей какому-то мальчишке (средство обмена)

 

  1. Врач говорит пациенту: Протезирование зубов вам обойдется в 15 тысяч рублей (мера стоимости)

3. Подготовка к восприятию нового материала.

  • ВСПОМНИ

 

  1. В чём заключаются рыночные отношения в экономике?
  2. Почему возникает неравенство доходов?
  3. Какие меры проводятся для социальной поддержки населения с низкими доходами?

 

  • ПОДУМАЙ

 

  1. От чего зависит благополучие домашнего очага?
  2. Как сберечь и увеличить свои доходы? Зачем люди копят деньги?

 

  • Игра «Аукцион».

            ДЕНЬГИ. Этот особый товар. Люди по-разному к ним относятся. Прочитайте высказывания выдающихся личностей о деньгах.

Нам  понадобится  сейчас импровизированные деньги, так как мы проведем аукцион. Сейчас я проведу эмиссию денег (раздать произвольно «деньги» разного достоинства).

На аукцион выставляется единственный товар  ЛОТ 1.  Сборник  тестов  по подготовке к ЕГЭ. Ее приобретет тот, кто даст большую цену.

  • Какую ситуацию в масштабах нашего класса мы спровоцировали? (инфляцию)

    

  • Сообщение темы и цели урока.

4. Изучение нового материала.

  • Беседа.

Итак, книга  стоимостью в 10 условных единиц  была продана за ________  Произошло обесценивание денег

 

  • В данной игре мы увидели два экономических явления? Каких?  Эмиссия денег.
  • (Повышение цен.)
  • Когда у нас в стране происходит повышение цен? С какими  явлениями они связаны?

А. Сезонное.

Б. Мода.

В. Из-за эмиссии денег (переизбытка денег в обращении) этот процесс называется инфляция.

  • Какая причина вызвала инфляцию у нас на уроке? (переполнение каналов товарного обращения денежной массой).

 

  • Объяснение учителя.

 

Инфляция  – латинское «inflatio» - вздутие.

    Обратите внимание на 2-е определение инфляции – устойчивая тенденция роста общего уровня цен.

Важные акценты в определении:

Устойчивая – означает, что инфляция – длительный процесс, поэтому инфляцию следует отличать от скачка цен (например, перед праздником).

Общего уровня цен – означает, что инфляция не означает роста всех цен в экономике, цены на отдельные товары могут вести себя по-разному: повышаться, понижаться, оставаться без изменения. Важно, чтобы увеличивался общий индекс цен.

Индекс цен рассчитывается как отношение стоимости рыночной корзины (стандартного товарного набора из примерно 300 товаров) в текущем году к стоимости такой корзины в прошедшем году, умноженное на 100%.

Темп инфляции рассчитывается: разница между стоимостью корзин, деленная на стоимость корзины прошлого года и умноженная на 100%.

 

По темпу инфляции можно определить уровень  благосостояния страны.

 Выросло  оно или нет? Если Темп инфляции в 2010 году  составил  8,8%, а в 2011 – 12%

дефляция  (для справки) – снижение общего уровня цен, которое не носит сезонного характера;

снижение темпов роста инфляции – дезинфляция.

 

Россияне последние десятилетия живут в ситуации, когда цены на товары и услуги постоянно повышаются. При этом цены растут, как правило, быстрее, чем, например, заработная плата или пенсии. Какое влияние оказывает инфляция (рост цен) на уровень жизни населения, каждой семьи, отдельного человека?

Безусловно, благополучие семьи, отдельных граждан во многом зависит от уровня их доходов. Доходы, получаемые в рыночной экономике, рассматриваются как номинальные, так и реальные.

Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени.

Реальный доход – количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы.

Рост реальных доходов семей зависит от соотношения темпов роста номинального дохода и общего уровня цен. Так, если зарплата за год вырастет на 20%, а цены – на 30%, то реальные доходы составят лишь 92,3% (  от прежнего уровня, т. е. снизятся на 7,7%.

Инфляция действует на реальные доходы отдельных граждан и семей по-разному. Если зарплата работающих членов семей растёт пропорционально росту цен или семья владеет дачей, квартирой (их стоимость растёт вместе с инфляцией), то она ничего не потеряет. Серьёзно страдает от инфляции жизненный уровень тех, кто имеет фиксированные доходы: пенсионеров, студентов, получающих стипендию, инвалидов, многодетных семей, работников бюджетных отраслей (врачей, учителей, работников культуры и др.). Цены на товары и услуги растут регулярно, а доходы названных категорий граждан пересматриваются правительством периодически и повышаются практически всегда с опозданием, отставая от темпов инфляции. Люди, откладывающие деньги, отказываясь от потребления, несут напрасные жертвы. Их накопления тоже могут обесцениться, а каким образом, об этом речь пойдёт позднее.

Сегодня правительства почти всех стран упорно борются с инфляцией и стремятся поддерживать рост реальных доходов населения, оказывающих влияние на многие важные экономические процессы страны.

 

  • Записи в тетради:

Причины инфляции:

  1. Государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения (главная причина).
  2. Сокращение реального объема производства при сохранении прежнего количества денег.
  3. Повышение заработной платы сверх приемлемого для экономики уровня.

 

  • Игра «Да, нет».

 

Какие из перечисленных факторов могут (прямо или косвенно) стать причиной инфляции:

  • Рост цен на большинство товаров (не может стать причиной инфляции, поскольку это её определяющий признак).
  • Увеличение денежной массы (причина инфляции).
  • Уменьшение нормы обязательных резервов ЦБ (может стать причиной инфляции, т.к. произойдёт увеличение денежной массы).
  • Ожидание хорошего урожая (не может стать причиной инфляции, люди могут ожидать снижение цен).
  • Ожидание плохого урожая ( может стать причиной инфляции, т.к.у населения формируются ожидания роста ценна с\х продукцию).
  • Снижение цен на электроэнергию (не вызовет инфляцию, снижение затрат для большинства товаропроизводителей).
  • Увеличение закупочных цен на зерно (может вызвать инфляцию, инфляция издержек).
  • Успешная забастовка шахтёров, добившихся повышения зарплаты в два раза (может стать причиной инфляции, это повлечёт за собой удорожание энергоносителей – инфляция издержек)?

 

 

  • Индивидуальное сообщение о сбережениях граждан.

 

Задание учащимся: Каким же образом семья может поддерживать в условиях инфляции уровень своих доходов?

 

Индивидуальное сообщение

Формы сбережения граждан. Во многих семьях полученный доход распадается на две части: одна предназначена для удовлетворения личных потребностей, другая образует сбережения. Как отмечают экономисты, с ростом дохода семьи растёт и сумма её сбережений.

Сбережения – часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление.

Почему семьи создают сбережения? Для одних это условие приобретения дорогостоящих товаров (например, дачи, автомобиля и др.). Другие копят деньги на случай особых обстоятельств (например, потери трудоспособности, необходимости повышения профессионального уровня, оплаты образования). Накопления помогают людям поддерживать привычный уровень жизни, например, после ухода на пенсию. (Подумайте, какое значение имеют сбережения для россиян, живущих в условиях социально-экономических реформ.)

Сбережения нужны многим людям, чтобы реализовать в будущем свои планы. Важно, чтобы накопительство не стало главной или единственной целью жизни, не переросло в болезненную страсть и не превратило человека в раба вещей.

Создание сбережений – одна из функций семьи в обществе. Семья реализует эту функцию, взаимодействуя с банками, страховыми фондами. Денежные средства семьи, предоставленные этим организациям на определённых условиях, пополняют инвестиционные возможности экономики, т. е. могут быть использованы для вложения в различные объекты экономической деятельности и получения положительного социального эффекта (например, в новое строительство или расширение действующих предприятий, реконструкцию старых предприятий, строительство школ, больниц и др.).

Человек, имеющий свободные деньги, может вложить их в создание собственного дела или присоединить свою долю к коллективному предпринимательскому проекту. Однако это дело рискованное, далеко не всем по силам и требует, как правило, немалых средств. Многие наши соотечественники в период перехода к рыночной экономке, в условиях высокого уровня инфляции, направляли значительную часть своих сбережений на покупку валюты. (В 1996 г. 18% доходов россиян были использованы на покупку иностранной валюты – преимущественно долларов США.)

Некоторые предпочитают хранить деньги дома, но это опасно и невыгодно, так как ценность денег из-за высокой инфляции постоянно утрачивается. Какой же способ сбережения выбрать, чтобы не только сохранить деньги, но и преумножить их?

 

Факты

Доля затрат россиян на создание сбережений в общем объёме расходов семьи составляет в последние годы около 5%. Из общей суммы сбережений 44% вложено в банки, 36% накоплений находится в наличных деньгах, 19% вложено в покупку ценных бумаг, приносящих доход.

Формы сбережения разнообразны, ведь владельцы стараются разместить их так, чтобы получить от этого большую пользу, т. е. способствовать росту накоплений.

  • Работа с текстом учебника по вариантам:

1 вариант: Открытие и ведение банковского счёта.

2 вариант: Предоставление кредитов.

  • Беседа по вопросам.

5. Закрепление.

1. Высокая инфляция приводит к…

    а) …ускорению экономического роста;

    б) …росту реальной стоимости активов;

    в) …ускорению социального расслоения;

    г) …укреплению денежной системы.

Правильный ответ: В

 

2. Какая инфляция не превышает 5% в год?

     а) нормальная

     б) гиперинфляция

     в) галопирующая

     г) умеренная

Правильный ответ: А

 

3. Соотнесите понятие и определение:

1. Инфляция, 2. Деньги, 3. Эмиссия денег, 4. Цена, 5. Дефляция

Деньги

А. это всеобщий эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга

Инфляция

Б. (от лат. – вздутие) процесс повышения общего уровня цен в стране; обесценение денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота, сопровождается ростом цен на товары и падением реальной зарплаты

Дефляция

В. (от лат.- сдувать, выдувать) уменьшение путём различных мероприятий финансового, экономического характера количества находящихся в обращении денег

Цена

Д. денежное выражение стоимости товара

Эмиссия денег

Е. Выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков. Эмиссия денег осуществляется центральным банком

6. Итог.

7. Домашнее задание.

  • § 20;
  • написать мини – сочинение:

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их - искусство». (Б. Ауэрбах (1812-1882), немецкий писатель)

На дополнительную оценку (по желанию):

Разбор ситуаций:

1.   Один мой знакомый недавно пожаловался: «Каждый год начальство дает мне прибавку к заработной плате, но рост цен ее съедает». Что он хотел этим сказать?

Ответ. Мой знакомый говорил о том, что ежегодно его но­минальная заработная плата возрастает, однако в своем росте она едва успевает за повышением общего уровня цен в экономике. Поэтому, несмотря на увеличение номинальной заработной платы, его реальная заработная плата остается практически неизменной.

2.   Как вы думаете, какое влияние окажет непредвиденная инфляция (n - 20% за полгода) на следующих членов общества:

а)  работника городской библиотеки?

Ответ. Работник городской библиотеки является государст­венным служащим и получает заработную плату из государственных источников финансирования, значит, его номинальный доход является фиксированной величиной. Вероятнее всего, при нали­чии непредвиденной инфляции государственные органы не успе­ют столь оперативно повысить его номинальную зарплату с учетом роста цен и реальный доход библиотекаря значительно снизится.

б)   студента вуза, получающего стипендию?

Ответ. Реальный доход студента понизится по тем же при­чинам.

в)   человека, имеющего много долгов?

Ответ. Этот человек, безусловно, выиграет от инфляции, так как он будет возвращать кредиторам обесценившиеся деньги.

г)   шахтера, являющегося членом мощного профсоюза?

Ответ. Если профсоюз действительно мощный, то он может

потребовать от работодателя (в том числе и от государства) ин­дексации заработной платы для своих членов, т. е. повышения зарплаты с учетом темпа инфляции. Реализация требований профсоюза шахтеров может привести к тому, что реальная зара­ботная плата его членов не изменится, а может даже и возрасти, если индексация окажется чрезмерной.

д)   человека, который положил свои сбережения на полгода в банк при номинальной процентной ставке по депозитным вкладам, равной 10% за шесть месяцев?

Ответ. Вкладчик банка сильно пострадает от инфляции, по­скольку двадцатипроцентная инфляция «съест» не только всю величину процентных выплат, но и часть самих сбережений.

3. Обсуждение ситуации. Четверо друзей выиграли в лоте­рею по 1 млн. рублей каждый. Ваня Иванов положил деньги в Сбербанк на текущий счет из расчета 10% годовых. Петя Петров положил свой миллион на срочный депозит из расчета 90% годовых. Маша Смирнова купила пылесос. А Света Тютелькина зашила свои денежки в подушку. Годовой темп инфляции со­ставил 90%. При этом пылесосы подорожали за год в 2,5 раза. Удачно ли Ваня, Петя, Маша и Света распорядились своими деньгами? Объясните ваш ответ.

Решение.

а)   Наименее удачно распорядилась своими деньгами Света, зашив их в подушку.  В условиях высоких темпов инфляции хранение денег в наличной форме — наиболее невыгодное дело. За прошедший год они обесценились почти в два раза. Это значит, что теперь на них можно купить почти в 2 раза меньше товаров и услуг.

б)   Ваня Иванов тоже не слишком удачно вложил свои день­ги, хотя он и получил на них номинальный доход в размере 100000 рублей. Конечно, в конце года Ваня будет иметь налич­ных денег на сумму 1 100000, но сегодня он все равно сможет купить на эти деньги меньше товаров и услуг, чем год назад на

миллион рублей, так как темп инфляции превысил номиналь­ную ставку процента. Реальная ставка процента является величи­ной отрицательной: - 42,1%.

в) Пете удалось полностью сохранить реальную стоимость, т.е. покупательную способность, своих денег. На свой миллион год назад он мог купить столько же товаров и услуг, сколько сегодня на 1900000. Но, несмотря на высокую номинальную ставку процента, вложенные в банк деньги не принесли ему ожидаемого дохода, так как реальная ставка процента оказалась равна нулю.

г) Хозяйственная жилка не подвела Машу Смирнову. Она, пожалуй, наиболее удачно распорядилась своими деньгами. Тем более если пылесос давно был ее заветной мечтой и оказался вещью высокого качества. Как видите, цена на пылесосы вырос­ла за год в большей степени, чем цены на другие товары (в среднем). Это значит, что, если бы даже Маше удалось полно­стью сохранить стоимость денег, положив их под 90% годовых, она все равно не смогла бы через год купить заветный пылесос. Поэтому Маша поступила весьма грамотно с экономической точки зрения. Следует отметить, что в условиях сильной инфля­ции сберегать деньги вообще невыгодно. Более эффективным способом сохранения их стоимости является покупка товаров длительного пользования, а также недвижимости (например, зе­мельных участков или строений).

Категория: Обществознание | Добавил: Петрушенко
Просмотров: 8538 | Загрузок: 879 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz